Журнал "Деловой Красноярск": "БЭМО: Союз развития"

Комплексный проект межрегионального экономического развития «Енисейская Сибирь» стал одним из ключевых в дискуссионной повестке XVI Красноярского Экономического Форума. Его реализация — во многом продолжение уже состоявшихся проектов развития, которые воплотились в жизнь силами компаний и предприятий, работающих на территории Красноярского края. Так, 29 марта, во время проведения пленарного заседания КЭФа, состоится полный запуск первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода в эксплуатацию.

В новейшей истории Сибири уже случилось два прецедента комплексного развития территорий. Это последовавшие за процессом объединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края, освоение красноярской Арктики и развитие Нижнего Приангарья — масштабные экономические стратегии, вдохнувшие жизнь в отрасли, предприятия и территории.
Несмотря на то, что обе стратегии начались с геополитического решения о слиянии территорий, и освоение недр Арктики, и развитие Нижнего Приангарья, как и Енисейская Сибирь, прежде всего основаны на экономическом партнерстве. Самый показательный пример — создание Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО). По своим характеристикам и масштабам совместный проект государственно-частного партнерства компаний «РусГидро» и РУСАЛ не имеет аналогов. До сих пор это крупнейший энергометаллургический инвестпроект в мире.
В БЭМО вошли две «стройки века» — достройка Богучанской гидроэлектростанции с мощностью 2997 МВт и запуск Богучанского алюминиевого завода проектной производительностью почти 600 тыс. тонн первичного алюминия в год.
Проект БЭМО был реализован в рекордные сроки. Соглашение о его совместной реализации было подписано РУСАЛом и «РусГидро» в 2006 году. И уже в 2012 году запустили первые гидроагрегаты БоГЭС, а первый металл на Богучанском алюминиевом заводе получен в 2015 году.
БЭМО стало фундаментом экономического потенциала Красноярского края. Проект по сути является ключевым элементом Программы комплексного развития Нижнего Приангарья. Его реализация позволила создать энергетическую базу, необходимую для развития промышленности в этом регионе.

Проект БЭМО в цифрах

Около 10 тыс. новых рабочих мест, занятых как в период строительства, так и в период эксплуатации
Более 50% использованного оборудования создано на российских предприятиях. Треть из них — доля предприятий Красноярского края.  2,3 млн тонн в год – дополнительный объем перевозок ж/д транспортом после пуска БоАЗ на полную мощность
Более 70 тыс. руб. — средняя месячная заработная плата работников на этапе эксплуатации БоГЭС и БоАЗ.
5,762 млрд в год — налоговые отчисления в региональный бюджет после ввода в эксплуатацию первых пусковых комплексов объектов промышленности
Около 9 млрд руб. — налоговые отчисления в региональный бюджет после ввода в эксплуатацию объектов промышленности и выхода предприятий на полную мощность.

Что дальше

Нижнее Приангарье называют сибирским Клондайком. Здесь сосредоточены крупные месторождения исландского шпата, бокситов, свинца, талька (30 % общероссийских запасов), меди, железных руд, магнезитов, марганца, сурьмы, ниобия, кобальта, цинка, а также серебра и золота (13 %). Территория богата углеводородным сырьем: углем, нефтью, газом. В Нижнем Приангарье сосредоточены большие лесные ресурсы — около 30 млн. га, в том числе высокоценные хвойные породы деревьев — сосна, лиственница, кедр, ель и пихта. До сих пор потенциал региона использовался всего на 15—20 %.

БоАЗ: «зелёный» завод в Таежном

Богучанский алюминиевый завод — уникальный проект. Впервые в постсоветской истории региона производство такого масштаба было построено «с нуля», да еще и в «чистом поле». Март 2019 года стал особой страницей в истории создания предприятия — пришло время полного запуска первого пускового комплекса БоАЗа в эксплуатацию.

Но уже сейчас о многих производственных и социальных достижениях завода-гиганта можно рассказывать с приставкой «самый». Например, качество алюминия БоАЗа настолько высокое, что богучанский алюминий поставляется, в том числе, для сплавов, используемых в авиационной промышленности и вычислительной технике.

Масштаб: цифры и факты

Богучанский алюминиевый завод — одно из самых современных и крупнейших металлургических предприятий в России. Его строительство идет на территории более 2,3 кв. км (231 га).
По проектной мощности производства БоАЗ занимает третье место в стране после Красноярского и Братского алюминиевых заводов. В производственных цехах по завершению строительства будет установлено 672 электролизера марки РА-300Б, производительностью 2,4 т алюминия в сутки каждый. Предприятие способно выпускать почти 600 тысяч тонн алюминия в год.
После выхода на полную мощность здесь будет работать почти 3500 человек, более половины из которых на основном производстве. Численность сотрудников в 2019 году уже составляет более 1300 человек, с учетом подрядных организаций,— более 1600 человек.

Без «углеродных следов»

Сырье для производства алюминия поставляется на БоАЗ из разных частей света. Поставщик глинозема — завод в Австралии, принадлежащий компании РУСАЛ. Анодные блоки поставляются в Таежный из Китая. Все остальное сырье (плавиковый шпат, фтористый алюминий и т.д.) от отечественных производителей.   Особая гордость производства — отсутствие так называемого «углеродного следа».
— При производстве нашего алюминия используется только чистая энергия из возобновляемых источников, а не выработанная угольными электростанциями. В мире сейчас уделяется очень много внимания снижению выбросов оксида углерода в атмосферу.  Крупным производителям не всё равно где и как получаются материалы для их продукции. Поэтому востребованность «зелёного» алюминия в мире с каждым годом будет расти всё больше. Алюминий БоАЗа – это тот самый «зелёный» алюминий, — рассказывает генеральный директор ЗАО БоАЗ Евгений Рапацевич.
Предприятие является уникальным проектом еще и потому, что оно учитывает требования к экологической безопасности такого рода производств.
Обычно алюминиевые заводы так или иначе связаны с общегородской инфраструктурой — системами водозабора, канализации, очистными сооружениями и прочим. Но строительство вдали от крупных поселений (ближайший пос. Таежный находится в 14 км от площадки завода — это дальше, чем от КрАЗа до центра Красноярска) потребовало других подходов.
Завод работает по замкнутому циклу. Вся техническая вода, которая добывается из подземных скважин и даже из атмосферных осадков на территории завода, после использования проходит очистку и снова возвращается в производство — никаких сбросов сточных вод. От каждого электролизера по единой системе газоотвода вредные выбросы направляются на очистку.
На БоАЗе используются газоочистные установки сухого типа, улавливающие до 99,7% веществ, вырабатываемых в процессе электролиза. Фтор абсорбируется глиноземом, поступающим затем в производство, а очищенный воздух возвращается в атмосферу.

Через тернии к запуску

Общий объем инвестиций в строительство Богучанского алюминиевого завода (достройка до полной мощности 588 тыс. тонн в год, без учета строительства анодной фабрики) составляет $2,6 млрд. Объем финансирования строительства 1-ой серии мощностью 296 тыс. тонн в год составляет $1,6 млрд. Проект финансируется как за счет собственных средств РУСАЛа и «РусГидро», так и в рамках проектного финансирования «Внешэкономбанка» (ВЭБ).
История сооружения крупнейшего в постсоветской России построенного «с нуля» металлургического завода получилась непростой. Стройка началась в рамках проекта БЭМО в 2007 году, но в 2008-м было принято решение о ее приостановке в связи с разразившимся мировым экономическим кризисом и резким падением цен на алюминий.
В ноябре 2008 года финансирование строительства было приостановлено. В 2012 г. после подписания договора с ВЭБ о финансировании строительства первого пускового комплекса стройка завода была возобновлена.
Для транспортного обслуживания Богучанского алюминиевого завода на железнодорожной ветке Карабула-Решеты строится станция «Пихтовая», которая уже соединила ж/д-пути общего пользования с путями БоАЗа. На первом этапе пропускная способность станции «Пихтовая» составит 1 миллион тонн груза в год, затем будет увеличена до 2,1-2,2 миллиона тонн в год (260 вагонов в сутки).  

Поселок металлургов

Отдельного внимания заслуживает проект строительства микрорайона металлургов в поселке Таежный. Для сотрудников завода  БоАЗ продолжает вести здесь строительство жилых микрорайонов и объектов социальной инфраструктуры. Уже заселены 9 домов на 637 квартир, готовятся к сдаче еще 4 дома на 320 квартир, 2 детских сада на 500 мест, школа на 350 учащихся и поликлиника с дневным стационаром, станция водоочистки и канализационно-очистительная станция.
Руководство предприятия поставило перед застройщиком задачу создать современный микрорайон для металлургов, который был бы на уровне самого комфортабельного среднеэтажного жилого района в Красноярске. В итоге новым микрорайонам в Таежном могут позавидовать многие красноярцы. Во дворах положена брусчатка, есть детские и спортивные площадки, разбиты цветники.
— Специалистов привлекает комфортное жилье. БоАЗ после выхода на полную мощность станет градообразующим предприятием и крупнейшим работодателем в Богучанском районе. Кадры решают все. Помимо достойной зарплаты людям необходимо комфортное жилье и развитая инфраструктура. Именно эта задача и решалась при строительстве нового микрорайона металлургов. Мы сразу решили, что будем создавать условия повышенной комфортности, — отмечает Евгений Рапацевич.
На заводе созданы условия для работы и обучения персонала: на территории построено самое большое офисное здание в районе, где оборудованы современные учебные классы. Завод заключает договоры на обучение своих сотрудников в профильных вузах Красноярска.
Социальная ответственность предприятия не осталась незамеченной. Второй год подряд БоАЗ побеждает в конкурсе правительства края «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства». По словам Евгения Рапацевича, коллектив гордится этой наградой:
— На протяжении нескольких лет завод проводит активную социальную политику в районе. Для всего коллектива, а также смежных организаций, ведущих строительство новых заводских корпусов, эта награда является свидетельством эффективности нашего вклада в развитие Богучанского района.
Главная наша цель, чтобы молодёжь получила реальную альтернативу отъезду из района в поисках хорошо оплачиваемой постоянной работы. Учиться, проявлять себя, жить и работать на родной земле – что может быть лучше?  

Богучанская ГЭС: энергетический фундамент

Гидроэлектростанция — ядро нового промышленного кластера в Нижнем Приангарье. Современная, надежная, безопасная, мощная. Но самое главное, потенциал гидросооружения — ГЭС обеспечила энергетический запас для дальнейшего развития комплексного проекта.

В декабре 2019 года Богучанская ГЭС отметит 40-летие события, открывшего историю станции. 7 декабря 1979 года распоряжением Совета Министров СССР №2699р был утвержден проект четвертой ступени Ангарского гидроэнергетического каскада. К этому моменту на месте строительства будущей станции уже пять лет работал десант строителей, готовивших и жилье, и стройплощадку.

Лидерская позиция

К значимой дате Богучанская ГЭС подходит с внушительными производственными результатами. В 2018 году суммарная выработка электроэнергии составила 13 млрд. 610 млн. кВт*ч, что на 323 млн. Квт*ч (2,43%) больше, чем в 2017 году. Увеличение выработки связано с окончанием маловодного периода, установившегося на Байкале и Ангаре с осени 2014 по лето 2018 года, и общим спросом на продукцию ГЭС в Объединенной энергосистеме Сибири.

— Гидрологическая обстановка на Ангаре зимой 2018-2019 годов оказалась наиболее благоприятной за последние пять лет и станция побила все предыдущие рекорды производства для зимних месяцев. В январе и феврале 2019 года БоГЭС приблизилась к проектному уровню 48 млн кВт*ч в сутки – ее гидроагрегаты производили по 42-45 млн кВт*ч. С момента пуска первых агрегатов в октябре 2012 года по 27 февраля 2019 года станция произвела и поставила потребителям 70 млрд кВт*ч., — рассказывает генеральный директор Богучанской ГЭС Всеволод Демченко.

Успехи гидростанции, с пуска которой прошло всего шесть лет, отмечены отраслевыми экспертами и на уровне правительства страны. Деловой портал «Управление производством» при подведении итогов четвертой Всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России – 2018» поставил Богучанскую ГЭС на второе место в номинации «Лидеры по производительности труда в энергетике России – 2018». По подсчетам портала, производительность труда на Богучанской ГЭС составляет 28,14 млн. рублей на человека в год. В прошлом году генеральный директор Богучанской ГЭС Всеволод Демченко получил благодарность Президента страны Владимира Путина за вклад в строительство и ввод в эксплуатацию станции, многолетнюю добросовестную работу.

Налоговая реальность

В 2005 году на II Красноярском инвестиционном форуме «Новая индустриализация Сибири. Инвестиционный проект развития объединенного Красноярского края» достройка Богучанской ГЭС была впервые заявлена как приоритетный проект на уровне страны и региона. Озвученные тогда перспективы и конкретные цифры производственных показателей казались трудновыполнимыми. Еще более утопически воспринимались суммы налоговых отчислений. Однако сегодня все это стало реальностью.   Благодаря успешной производственной деятельности, ПАО «Богучанская ГЭС» увеличило выплату налогов в бюджеты всех уровней. В прошлом году федеральный бюджет получил от энергетиков 3 млрд. 859 млн рублей, что на 144 млн. (3,87%) больше, чем в 2017 году. Станция увеличила отчисления по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, плату за пользование водными объектами. В бюджет Красноярского края выплачено 1 млрд 349 млн рублей — сумма на 86 млн (6,8%) превышает предыдущие показатели. В краевой бюджет также поступает налог на имущество организаций и транспортный налог, при этом выплаты увеличились по обеим статьям. В местный бюджет Кежемского района и Кодинска в виде арендной платы за землю и земельного налога выплачено 18,9 млн рублей. Отчисления во внебюджетные фонды составили 154,7 млн рублей.

Драйвер экономики

Богучанская ГЭС с самого начала рассматривалась как энергетический фундамент всей программы комплексного освоения Нижнего Приангарья.
По словам депутата Государственной Думы Виктора Зубарева, достройка БоГЭС стала ключевым драйвером развития важной для экономики края и страны территории:
— Без Богучанской ГЭС развитие Сибири было бы невозможным.
Электроэнергия станции поступает потребителям, подключенным к объединенной энергосистеме Сибири, в том числе в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Хакасия. ГЭС обеспечивает электроэнергией Богучанский алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, прииск Удерейский  и нефтепровод Куюмба —  Тайшет. В перспективе ввод Тайшетского алюминиевого завода, линия  от  ГЭС туда  уже  заведена. Кроме того, мощности Богучанской ГЭС смогут использовать инвесторы при разработке новых месторождений полезных ископаемых на правом берегу Ангары и юге Эвенкии. Потенциал выработки энергии на Богучанской ГЭС дает большие перспективы для открытия новых предприятий, что повысит инвестиционную привлекательность региона.
Увеличение выработки БоГЭС позволяет Красноярскому краю экспортировать 12-14 млрд кВт*ч в год в соседние регионы, нуждающиеся в чистой и стабильной энергии.
Вокруг созданной для Богучанской ГЭС схемы выдачи мощности, включающей более 1100 км ЛЭП на 220 и 500 киловольт, а также десятки новых и реконструированных подстанций, уже формируется промышленный кластер. В Лесосибирске на промышленной площадке АО «Лесосибирский ЛДК №1» Segezha Group в декабре 2018 года дал первую продукцию завод по производству пеллет – предприятие производит недорогое и качественное топливо из древесных отходов без добавления химических связующих, что позволяет комплексно использовать лесосырьевые ресурсы и полностью утилизировать отходы.
В конце 2016 года вышел на полную проектную мощность «Приангарский лесопромышленный комплекс» - в производственные линии и технику для заготовки леса вложено более 2,5 млрд рублей, создано около 700 рабочих мест, выпуск продукции превысил 560 тысяч кубометров. Продукция «ПЛПК» экспортируется в страны Восточной Азии - Китай и Японию, на Ближний Восток, в страны Евросоюза и СНГ. Акционерное общество «Горевский горно-обогатительный комбинат» планирует расширить добычу свинцово-цинковых руд и в декабре 2018 года объявило о проведении проектных работ и общественных слушаний.

Все дороги ведут к ГЭС

В восточной части Нижнего Приангарья проект предусматривал разрешение проблемы транспортной инфраструктуры. В 2011 году был построен и введен в эксплуатацию мостовой переход в селе Богучаны с пропускной способностью 2 тысячи автомашин в сутки. В перспективе на этот же мост может выйти железнодорожная ветка, которая позволит перебросить рельсы на правый берег и открыть для освоения не только лесные ресурсы, но месторождения Юрубчено-Тохомской зоны Эвенкии.
Для развития транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья была построена железнодорожная линия Карабула-Ярки к новому мостовому переходу протяженностью 44 километра. Возведено 14 мостов в железобетонном и стальном исполнении — стоимость проекта составила свыше 6,4 млрд рублей.
В декабре 2017 года завершилось строительство мостового перехода через Богучанскую ГЭС, равного по пропускной способности мосту в Богучанах. Теперь правый берег Ангары, с его природными богатствами, стал доступен для промышленного освоения, а жители населенных пунктов правого берега быстрее добираются до больницы и других социальных учреждений города.
Основной транспортный элемент «Программы освоения Нижнего Приангарья» – автомобильная дорога Канск – Абан – Карабула – Богучаны – Кодинск. Она соединяет Нижнее Приангарье и восточные районы края с Красноярском, федеральной автомобильной трассой «Байкал» и транссибирской магистралью. Дорога все еще строится и совершенствуется, на ней все меньше грунтовых участков и все больше асфальтового покрытия. Но уже сейчас она играет огромную роль в регулярном круглогодичном движении общественного транспорта и повышении уровня жизни населения, проживающего в «зоне влияния» трассы.

…Если первая пятилетка ГЭС была временем запуска и выхода на производственные мощности, то вторая открывает страницы истории гидростанции, связанные с реализацией проектов большого промышленного кластера. Одновременно происходит развитие территорий. Далекие северные районы становятся местом, где хочется жить. Люди выбирают города и районы, где перспективы становятся реальностью.

Цифры и фактыЦифры и факты
2 300 000 тонн продукции
Дополнительный объем железнодорожных перевозок после выхода БоАЗа на полную мощность

© 2019 РУСАЛ